Единый диспетчерский центр
(812) 740-70-40
Звонок по России бесплатный
(800) 333-98-00
Консультант

Знаменитый лужский дачник: Н.А.Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр.

Вся вторая половина жизни Римского-Корсакова оказалась связана с Лужской землей и граничащим с ней Псковским краем.

В 1880 году Римские-Корсаковы сняли на лето дачу в усадьбе Стелево, которая располагалась неподалеку от Луги на берегу озера Врево.

О проведенном там времени Николай Андреевич писал: "Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, все восхищало. Красивое местоположение прелестные рощи (…), огромный лес "Волчинец", поля ржи, гречихи, овса, льна и даже пшеницы, множество разбросанных деревень, маленькая речка, где мы купались, близость большого озера Врево, бездорожье, запустение, исконные русские названия деревень как, например, Канезерье, Подберезье, Копытец, (…) – все приводило меня в восторг".

В полюбившемся ему Лужском крае Николай Андреевич провел 16 летних сезонов. Особенно милы его сердцу стали усадьбы Вечаша и Любенск, которые расположены в 50 км. от Луги на берегу поэтичного озеро Песно.

Из всей усадебной земли в 35 гектар более половины в Вечаше занимал огромный старинный живописный парк. Его несколько запущенные тенистые аллеи с вековыми деревьями и пышными кустами белых и алых роз между ними; солнечные лужайки парка и широкий простор озера, окаймленного прибрежными камышами; скромные деревянные усадебные строения; тишина и безлюдье – были по душе Николаю Андреевичу.

Все здесь располагало к творчеству и к отдыху от городской суеты. Там, в "милой Вечаше", на протяжении 1894 -1905 годов, Римский-Корсаков проводил лето и работал над своими произведениями. В своей «Летописи…» он писал: «Вечаша – прелестное место: чудесное большое озеро Песно и огромный старинный сад с вековыми липами, вязами и т.п. Дом тяжелой и неуклюжей постройки, но вместительный и удобный… Купание прекрасное. Ночью луна и звезды чудесно отражаются в озере. Птиц множество».

Лужская и Псковская природа помогли Николаю Андреевичу в 1890-е гг. перенести тяжелый кризис, связанный со смертью матери и младших детей. А уже со второй половины 1890-х гг. его творческая активность достигает своей максимальной интенсивности. Римский-Корсаков по-своему переживает второе рождение, вновь обретая творческое вдохновение.

Живя в Вечаше, Римские-Корсаковы часто бывали у А.В. Бухаровой в ее имении Любенск. Это очаровательное местечко очень нравилось всем членам семьи. Типичная маленькая скромная русская усадьба с деревянными жилыми домами и хозяйственными строениями она возникла в середине XIX века.

Компактно сгруппированные Большой дом, Дача, Семейная, Конюшня, Птичник, Амбар, Малый дом и Ледник формировали часть усадьбы с хозяйственным двором и акациевым кружком с охватывающей его дорожкой, подводящей к крыльцу Большого дома. Три пруда – Овальный, Зеркальный и Озерцо придавали живописность всей усадьбе. Центральную композицию составляют расположенный на самом высоком месте Большой дом, расстилающийся перед ним просторный цветник, обрамленный слегка изогнутыми аллеями из сирени и акации, и Овальный пруд с группами дубов по сторонам, к которому спускается этот цветник. На той же композиционной оси по другую сторону Большого дома находились Главные ворота усадьбы и акациевый кружок.

Локальные парковые композиции – Зеркального пруда с мостиком из не окоренных березовых стволов через вытекающий из пруда ручей, беседка под старой липой, цветнички у Дачи и Малого дома придавали особую прелесть и уют всей усадьбе.

В семье Римских-Корсаковых возникла мечта приобрести что-либо подобное для себя, чтобы не было необходимости каждый год подыскивать на лето дачу. Из Любенска Николай Андреевич писал старшему сыну, Михаилу Николаевичу: "Любенском мы все восхищаемся и все время говорим о том, что и как будем делать, когда он будет наш, так как покупка его нами, в сущности, решена. (…) Дети и мама строят всякие хозяйственные планы, а я слушаю с восхищением"

В 1907 году Римские-Корсаковы приобрели имение Любенск, о котором сын Римского-Корсакова Андрей Николаевич, писал: "Любенский сад-парк был напоен благоуханиями. (…) Сотни яблонь, аллеи лиловой и белой сирени, кусты душистых китайских пионов, ягодные кусты, акация и свежая зелень столетних дубов и берез - все это превращало влажный воздух парка в подобие густой насыщенной атмосферы оранжереи (…) Николай Андреевич с балкона восхищался всей этой райской симфонией красок и запахов».

Обе усадьбы – Любенск и Вечаша, где жил и творил Н.А.Римский-Корсаков, стали значительными памятниками культуры России, местом дорогим сердцу каждого русского человека. Но судьба отнеслась к ним жестоко. С установлением в России в 1917 году советского режима территориями этих усадеб завладел местный совхоз. И с этого времени начались все беды. В те годы хозяйкой Вечаши была Мария Федоровна Огарева, дочь Софьи Михайловны, в свое время сдававшей Римским-Корсаковым на лето усадебный дом. При новой власти Мария Федоровна была из своего имения изгнана и до конца 1930-х годов скиталась по разным деревням, живя у добрых людей, кто приютит. Городской квартиры она не имела. Вечашские дома были заселены людьми, приехавшими на работу в совхоз, а в 1929 году они же все эти дома разобрали на материал для постройки себе домов в соседней деревне. От зданий Вечаши не осталось и следа, за исключением фундаментов усадебного дома, в котором Римский-Корсаков сочинил столько прекрасной музыки. Старинному парку тоже был нанесен большой ущерб. Многие деревья срубили, на лужайках парка пасли скот, устраивали огороды. Аллеи зарастали, вся прежняя композиция парка распалась.

Своей усадьбой Любенск наследники Н. А. Римского-Корсакова пользовались после его смерти 12 лет, пока их оттуда не вытеснил совхоз. С 1919 года этот совхоз начал занимать, а в декабре 1920 года окончательно занял усадьбу со всеми ее землями и строениями, воспользовавшись отсутствием представителей семьи Римских-Корсаковых, уехавших на зиму в город, так как взрослые там работали, а дети учились. И это было сделано несмотря на то, что в то время в Правительстве решался вопрос о предоставлении семьям детей Николая Андреевича права пользования Большим домом с садом в летнее время. При этом, чтя память о своем отце, они поддерживали бы в порядке и дом и сад. Как только в Любенске стал хозяйничать совхоз, усадьба была полностью разорена.

Большой урон был нанесен Любенску в конце войны 1941-1944 годов, когда при уходе немецких войск из этих мест все усадебные здания были сожжены. В усадьбе уцелели лишь каменная конюшня и, к счастью, фундаменты почти всех деревянных строений.

В 1967 году выходит решение Министерства культуры Российской Федерации о создании единого Музея-заповедника на территориях Любенска и Вечаши. Вскоре взялись за реставрацию парка Вечаши. Восстановлением же Любенска занялись лишь в 1980 году. В настоящее время в Музее-заповеднике продолжаются восстановительные работы.

И специалисты, и любители музыки единодушно признают вершинным произведением Н.А.Римского-Корсакова оперу «Снегурочка», которая была завершена к 1882 году. Работа над оперой по времени совпала со знакомством Римского-Корсакова с Лужской землей. И не простор ли лужских заливных лугов, не звуки ли лесов и быстрых рек, не гладь ли озер вдохновили композитора на создание большой оперной темы! Предлагаем Вам прослушать ряд ярких фрагментов оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»